АТТЕСТАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

Дата: 13 апреля 2015 в 20:04, Обновлено 4 мая в 20:49

Аттестация — это комплексная оценка уровня квалификации, пе­дагогического профессионализма и продуктивности деятельности педагогических работников учреждений образования. Целью аттестации является определение соответствия уровня профессиональной компетентности педагогических работников требованиям квалифи­кационных характеристик при присвоении им соответствующей ква­лификации.

Аттестация педагогических работников – это изучение и оценка их:

— профессионального уровня,

— деловых и личных качеств,

— результатов педагогической деятельности по формированию знаний, умений и навыков, всестороннему развитию воспитанников при реализации содержания образовательных программ дошкольного, специального образования детей, программ воспитания, осуществлению научно — методического обеспечения.

Основные принципы аттестации педагогических работников:

— коллегиальность,

— системность,

— целостность экспертных оценок, обеспечивающих объективное, корректное, доброжелательное отношение к аттестуемым работникам.

Состав аттестационной комиссии:

1 – руководитель или по его решению другое уполномоченное лицо;

1 – представитель профсоюзного комитета;

не менее 5 избранных членов из числа педагогических работников путем тайного голосования.

Не могут входить педагоги, которые будут проходить аттестацию, подлежат обязательной аттестации в период полномочий аттестационной комиссии.

Состав аттестационной комиссии определяется приказом руководителя и до 1 октября доводится до сведения педагогических работников.

Срок полномочий аттестационной комиссии – один год с даты приказа о ее создании.

Аттестационная комиссия выбирает из числа членов комиссии:

— председателя,

— заместителя председателя,

— секретаря.

Аттестация на присвоение квалификационных категорий проводится только по инициативе педагогического работника, который может подать заявление в течение текущего учебного года в соответствующую аттестационную комиссию.

Обязательные условия допуска педагогического работника к прохождению аттестации (п.18 Инструкции):

1. Соответствие полученного образования квалификационным требованиям, которые определены ЕКСДС (определяется по диплому об образовании);

2. Наличие стажа работы в соответствии с требованиями п.19 Инструкции (определяется по трудовой книжке или иным документам, содержащим сведения о периодах работы (справка о месте работы, службы и занимаемой должности либо копия приказа нанимателя, у которого работник работает по совместительству));

3. Освоение содержания образовательной программы повышения квалификации руководящих работников и специалистов образования (подтверждается документом установленного образца (не реже одного раза в три года).

Обязательная аттестация на подтверждение квалификационных категорий проводится по инициативе руководителя организации (в данном случае заявление от аттестуемого не требуется).

Основание для аттестации на подтверждение квалификационной категории — приказ руководителя.

Аттестационное собеседование проводится для всех педагогических работников, в т.ч. освобожденных от сдачи квалификационного экзамена при прохождении аттестации на присвоение (подтверждение) высшей квалификационной категории в соответствии с п.30 Инструкции и на присвоение квалификационной категории в соответствии с п.п.20,20-1 Инструкции.

Аттестационное собеседование — беседа с аттестуемым с целью выяснения его ин­тересов и уровня общей подготовки. Собеседование также форма пе­дагогической экспертизы, специальная беседа по актуальным вопро­сам современного образования, сложным или спорным проблемам по изучаемому предмету, устраиваемая с целью выяснения интере­сов, общей подготовки аттестуемого в соответствии с квалификаци­онными требованиями.

Сценарий аттестационного собеседования может быть следующий:

1. Заслушивание характеристики аттестуемого.

2. Заслушивание аттестуемого (самооценка, перспективы про­фессионального роста, пути совершенствования педагогической дея­тельности).

3. Заслушивание членов аттестационной комиссии с оценкой пе­дагогической деятельности аттестуемого и вопросами к нему.

4. Обсуждение аттестационных материалов.

5. Внесение предложений по итогам аттестации.

6. Вынесение решения по итогам аттестации.

Следует подчеркнуть, что при принятии решения особое внима­ние уделяется эффективности педагогической деятельности, резуль­татам труда, профессионально значимым личностным качествам ат­тестуемого.

Аттестация педагогических работников в Республике Беларусь проводится в соответствии с Инструкцией о порядке проведения аттестации педагогических работников системы образования (кроме педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава учреждений высшего образования) от 22.08.2012г №101

Нормативные документы

  • Кодекс Республики Беларусь об образовании.
  • Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 11 мая 2017 г. № 46 «О внесении изменений и дополнений в постановление Министерства образования Республики Беларусь от 22 августа 2012 г. № 101»
  • Комментарий к постановлению Министерства образования Республики Беларусь от 11 мая 2017 г. № 46 «Аб унясенні змяненняў і дапаўненняў у пастанову Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь ад 22 жніўня 2012 г. № 101»
  • Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 6 июня 2011 г. № 59 «Об утверждении Инструкции о порядке проведения республиканских мероприятий учреждениями дополнительного образования детей и молодежи с участием обучающихся»
  • Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 02.06.2009 № 36 (ред. от 01.02.2016) «Об утверждении и введении в действие Общегосударственного классификатора Республики Беларусь ОКРБ 011-2009 «Специальности и квалификации»
  • Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 31 августа 2012 г. № 93 «О внесении дополнений и изменений в постановление Министерства труда Республики Беларусь от 21 января 2000 г. № 6» «Условия оплаты труда работников отдельных организаций системы образования, отдельных работников органов внутренних дел и учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Республики Беларусь, а также отдельных работников отдельных организаций, оказывающих социальные услуги, и организаций здравоохранения»
  • Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 23.08.2014 № 818 «О некоторых вопросах повышения оплаты труда отдельным категориям работников системы образования»
  • Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15 июля 2011 г. № 954 «Положение о непрерывном профессиональном образовании руководящих работников и специалистов»
  • Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30 августа 2016 года № 688 «О внесении дополнения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 23 августа 2014 г. № 818»
  • Постановление Министерства труда Республики Беларусь от 28.04.2001 №53 «Об утверждении квалификационного справочника должностей служащих (ЕКСДС)» в редакции Постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 21.10.2011 №105, с изменениями и дополнениями в Постановлениях Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 31.10.2013 №106, от 06.06.2016 №26.
  • Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь 3 октября 2017 г. № 50 «О внесении изменений в постановление Министерства труда Республики Беларусь от 28 апреля 2001 г. № 53»
  • Постановление Министерства юстиции Республики Беларусь от 19 января 2009 г. № 4 «Об утверждении инструкции по делопроизводству в государственных органах, иных организациях» (в ред. постановлений Минюста от 24.10.2011 №235, от 27.01.2012 № 18)

Примерная диагностическая программа оценки деятельности педагога

Блоки

 

 

Критерии

 

 

Уровни

репродуктивный (вторая категория)

продуктивный (первая категория)

творческий (высшая категория)

Профессиональная компетент­ность

1. Знание теоретических и практических основ педагогики

Отвечает общим требованиям, предъявляемым к педагогу. Имеет глубокие знания методик

Отвечает требованиям, предъ­являемым к педагогу II квали­фикационной категории. Имеет глубокие разносторон­ние знания методик

Отвечает требованиям, предъ­являемым к педагогу I квали­фикационной категории. Име­ет глубокие знания по мето­дикам, значительно превыша­ющим объем программы.

2. Знание современных достижений в методике

Следит за специальной литературой. Работает по готовым методикам и программам обучения. Использует прогрессивные идеи педагогики. Умеет самостоятельно разрабатывать методику обучения.

Владеет методиками анализа образовательной работы. Варьирует готовые, разрабо­танные другими методики и программы. Использует про­граммы и методики, направ­ленные на развитие личности, интеллекта, при необходимос­ти вносит в них коррективы.

Владеет методами исследо­вательской, эксперименталь­ной, инновационной работы. Использует в работе собственные оригинальные методики и программы (утвержденные МО).

3. Умение анализировать свою деятельность

Видит недостатки, пробелы и просчеты в работе, но не всегда может установить их причины. Способен доби­ваться изменений в лучшую сторону на основе самоана­лиза. Однако улучшения но­сят нерегулярный характер и распространяются лишь на некоторые участки работы

Исправляет допущенные ошибки и усиливает позитив­ные моменты в своей работе, при этом находит позитивные решения. Осознает необходи­мость систематической работы над собой и активно включа­ется в виды деятельности, ко­торые способствуют формиро­ванию необходимых качеств.

Стремится и умеет видеть свою деятельность со сторо­ны, объективно и бесприст­растно оценивает и анализи­рует ее, выделяя сильные и слабые стороны. Сознательно намечает программу самосо­вершенствования, ее цель, задачи, пути реализации.

4. Знание новых педагогических концепций

Знает современные отечест­венные и зарубежные обра­зовательные технологии. Владеет набором вариатив­ных методик и технологий, осуществляет их отбор и применяет в соответствии с имеющимися условиями

Умеет демонстрировать на практике высокий уровень владения методиками, образовательными технологиями, творчески их применяет.

Разрабатывает новые техно­логии, ведет работу по их апробации. Участвует в исследовательской, экспери­ментальной, инновационной деятельности

5. Знание теории педагогики и возрастной психологии дошкольника

Ориентируется в современных психолого-педагогических концепциях обучения, но редко применяет их на практике

Свободно ориентируется в со­временных психолого-педаго­гических концепциях обуче­ния и воспитания, использует их как основу в своей психо­лого-педагогической деятель­ности. Способен быстро и подсознательно избрать опти­мальное решение.

Использует различные формы психолого-педагогической диагностики и научно обосно­ванного прогнозирования. Способен предвидеть разви­тие и принимать решения в нестандартных ситуациях.

Результативность профессиональной деятельности

1. Владение способами индивидуализации обучения

При взаимодействии с до­школьниками учитывает ин­дивидуальные особенности их развития: темпы разви­тия, склонности и интересы, состояние здоровья. Знает методы проведения педагогической диагностики и использует  их в работе.

Умело использует элементар­ные средства диагностики и коррекции индивидуальных особенностей дошкольников при реализации дифференци­рованного подхода Создает условия для развития умственных и физических способностей детей.

Способствует поиску, отбору и творческому развитию ода­ренных детей. Обеспечивает всестороннее развитие детей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, потребностей и интересов каждого ребенка

2. Умение активизировать познаватель­ную активность дошкольников

Создание условий, форми­рующих мотивы деятельнос­ти. Умение увлечь воспи­танников темой, руководить коллективной работой, варьировать разнообразные методы и формы работы. Стойкий интерес к знаниям и высокая познавательная активность дошкольников сочетаются с недостаточны­ми знаниями.

Обеспечивает успешное фор­мирование системы знаний. Умеет интересно преподно­сить материал, активизировать воспитанников, возбудив у них интерес к теме. Умело варьирует формы и методы обучения. Прочные знания дошкольников сочетаются с высокой познавательной активностью и интересом детей

Обеспечивает вовлечение каждого воспитанника в про­цесс активного обучения. Стимулирует мыслительную активность, поисковую дея­тельность. Умеет ясно и чет­ко преподносить учебный ма­териал.

Внимателен к уровню знаний всех детей группы. Интерес к новому материалу сочетается с прочными знани­ями сформированными навыками. воспитанников.

3. Готовность к сотрудничеству с коллегами

Обладает адаптивным стилем поведения, педагогического общения; старается создать вокруг себя доброжелательную обстановку сотрудничества с коллегами.

Старается    выбрать    по    от­ношению к каждому из коллег такой   способ   обращения,   в котором  наилучшим   образом сочетается      индивидуальный подход      с      коллективными принципами.

Неукоснительно соблюдает профессиональную этику общения; в любой ситуации координирует свои действия с коллегами.

4. Готовность к сотрудничеству с родителями

Определяет педагогические задачи с учетом индивиду­альных особенностей до­школьников и потребностей семьи, систематически со­трудничает с родителями или лицами, их заменя­ющими.

Включает   родителей   в   дея­тельность,   направленную   на создание   условий,   способст­вующих   развитию   их   детей. Формирует у родителей пози­тивное   отношение   к   овладе­нию   знаниями   педагогики  и психологии

Налаживает контакт с семьей не только тогда, когда ему нужна помощь родителей, а постоянно, всякий раз добиваясь взаимопонимания, чуткости.

5. Педагогиче­ский такт

Обладает педагогическим тактом; некоторые его на­рушения не сказываются на отношении с воспитанниками

Отношение     с    детьми    строит    на    доверии,     уважении; требователен, справедлив

6. Педагогиче­ская культура речи

Знает элементарные требо­вания к речи; специфику интонирования и темп речи соблюдает не всегда

Умеет  ясно  и  логично   выра­жать   мысли   в   устной,   пись­менной и графической форме. Имеет      богатый      словарный запас,       хорошую       дикцию, правильную интонацию

В     совершенстве     владеет речью,     словом;     свободно владеет     профессиональной терминологией.

7. Создание комфортного микроклимата в процессе обу­чения и воспи­тания

Глубоко верит в большие возможности   каждого   воспитанника. Создает благо­приятный морально-психологический климат для каждого ребенка в группе. Помогает воспитаннику ре­шать проблемы в общении с товарищами.

Настойчиво     формирует     мо­ральные   представления,   понятия воспитанников; формирует чувство гуманности, сочувст­вие, сострадание, сопережива­ние. Создает условия для раз­вития таланта, умственных и физических возможностей, общей культуры личности

Отвечает требованиям, предъявляемым педагогу II и I категорий. Способствует поиску, отбору и твор­ческому развитию детей, в том числе и одаренных.

Коммуника тивная культура

1.   Коммуника­тивные и орга­низаторские способности

Стремится   к   контактам   с людьми,    не    ограничивает круг знакомств. Отстаивает свое     мнение.     Планирует свою работу, потенциал его склонностей не  отличается высокой устойчивостью.

Быстро находит друзей, по­стоянно стремится расширить круг своих знакомых, помо­гает близким, друзьям. Прояв­ляет инициативу в общении, с удовольствием принимает уча­стие в организации общест­венных мероприятий. Спосо­бен принять самостоятельное решение в трудной ситуации. Все делает не по принуж­дению, а согласно внутренним устремлениям. Настойчив в деятельности, которая его привлекает.

Испытывает    потребности    в коммуникативной   и   органи­заторской     деятельности     и активно    стремится   к    ней. Быстро      ориентируется      в трудных    ситуациях;    непри­нужденно ведет себя в новом коллективе.         Инициативен, предпочитает в важном деле или     создавшейся     трудной ситуации    принимать    само­стоятельные    решения.     От­стаивает  свое  мнение  и  до­бивается,    чтобы    оно    было принять     товарищами.     Сам ищет такие дела, которые бы удовлетворяли    его    потреб­ность    в    коммуникации    и организаторской деятельности.

2. Способность к сотрудни­честву с воспи­танниками

Владеет                  приемами убеждающего   воздействия, но   не   использует   их   без анализа ситуации

Обсуждает и анализирует ситуации совместно с детьми, но оставляет за собой право принимать решения. Умеет сформировать реальное социальное поведение и поступки ребенка, позитивное отношение к познанию нового.

Ведет      постоянный      поиск новых приемов воздействия и предвидит      возможное      их использование    в    общении. Воспитывает   понимание   чу­жих взглядов. Умеет обосно­ванно      применять      методы обучения      и      воспитания, позволяющих   добиться   максимальных результатов при минимальных затратах вре­мени и оптимальном прило­жении умственных, волевых и эмоциональных усилий

Требования к представлению педагогического опыта

на квалификационный экзамен

Представленные в квалификационную комиссию материалы по описанию опыта педагогической деятельности на присвоение (подтверждение) высшей квалификационной категории, квалификационной категории «учитель-методист» составляются самим претендентом. Материалы должны содержать описание системы или отдельных компонентов деятельности педагога в обобщенном виде, конкретные примеры деятельности, доказательства результативности опыта при решении педагогических задач.

Примерная структура описания педагогического опыта

1 Информационный блок

1.1. Название темы опыта

Использование средств, приемов, методов и т.п. в образовательной дея-

тельности.

1.2. Актуальность опыта

Противоречия, затруднения, проблемы, встречающиеся в массовой обра-

зовательной практике.

1.3. Цели опыта

Развитие способностей, качеств, формирование знаний, умений, навыков

обучающихся определенными педагогическими средствами в конкретной образовательной ситуации.

1.4. Задачи опыта

Отражение последовательности действий по достижению цели.

1.5. Длительность работы над опытом

Продолжительность работы, этапы.

2 Описание технологии опыта

2.1. Ведущая идея опыта

Выделение наиболее главного, существенного в деятельности автора, ак-

цент на выделенный конкретный аспект деятельности.

2.2. Описание сути опыта

2.2.1. Отражение в общем виде методических и педагогических аспектов

опыта – что защищается и как применяется. Желательно представить научную основу опыта, но описывать только те положения, методы и приемы, которые используются в данной работе.

2.2.2. К какому компоненту педагогической системы относятся данные

исследования (определение целей содержания; подходы к построению, отбору, структурированию содержания; организация познавательной деятельности обучающихся; определение эффективных методов обучения, воспитания, развития, поиск средств обучения, воспитания, развития, коррекционной работы и др.).

2.2.3. Отражение педагогического опыта в системе: какие компоненты его

составляют, какие взаимосвязи между ними существуют.

2.2.4. Отражение последовательности действий при применении основных приемов, форм, средств в контексте общей логики опыта, алгоритм дея-

тельности обучающихся, поэтапные действия педагогического работника.

2.2.5. Конкретизация материала через примеры каждого компонента си-

стемы опыта, фрагменты занятий, пособий и др.

2.2.6. Основные этапы формирования данного опыта, их преемственность.

2.3. Результативность и эффективность опыта

2.3.1. Определение критериев для диагностирования успешности данного

опыта, представление методики описания и подсчета результатов.

2.3.2. Доказательность результативности посредством конкретных приме-

ров со ссылкой на материалы приложения.

2.3.3. Определение условий, позитивно и негативно влияющих на эффек-

тивность и результативность данного опыта.

3. Заключение

3.1 Конкретные выводы и предложения, вытекающие из опыта.

3.2 Перспектива дальнейшего совершенствования данного опыта и своей

профессиональной практики.

3.3 Рекомендации по использованию педагогического опыта в деятельности других педагогов, возможности его применения в массовой практике.

3.4 Собственные статьи, выступления с данным опытом в педагогических

аудиториях.

Приложения

Приложение 1. Технологические карты, планы-конспекты, занятий, меро-

приятий.

Приложение 2. Список публикаций, в т.ч. автора по теме опыта.

Приложение 3. Примеры дидактических материалов, анкет, опросников и

т.д.

Требования к оформлению опыта педагогической деятельности

Экзаменуемый предоставляет авторскую методику или опыт педагогиче-

ской деятельности в объеме 10-12 страниц (без приложения). Количество страниц в приложении – до 10. Материалы предоставляются в бумажном варианте и на электронном носителе. Требования к оформлению текста: шрифт – Times New Roman, размер 14 пт, междустрочный интервал – 1,5; параметры страниц: левое поле – 3, правое поле – 1, верхнее и нижнее поля – 2; текст печатается без сокращений, кроме общепринятых аббревиатур; Ссылки на литературу оформляются в квадратных скобках в конце предложения. Например: [7, с. 21].

Оформление литературы — согласно Инструкции по оформлению диссертации, автореферата и публикаций по теме диссертации, утвержденной постановлением Президиума Государственного высшего аттестацион-ного комитета Республики Беларусь от 24 декабря 1997 г. № 178 (в редакции постановления ВАК РБ 15.08.2007 № 4) http://vak.org.by/.

Страницы нумеруются внизу справа, первый лист не нумеруется. Первый лист – титульный. Основной текст начинается со второй страницы. В тексте могут выделяться разделы.

Образец оформления титульного листа:

____________________________________________________________

(название учреждения образования)

ОПИСАНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ НА УРОКАХ

РУССКОГО ЯЗЫКА В 8 КЛАССЕ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ

МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ»

                                                                                   Иванов Иван Иванович,

                                                                                  учитель русского языка

                                                                         8 (029) 377-23-35;

                                                                                     e-mail: iwanov@yandex.ru

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.