Если малыш не говорит

Дата: 8 мая 2018 в 11:52

Если малыш не говорит

Речь - это один из наиболее мощных факторов развития ребенка, а качество речи - показатель уровня интеллектуального и эмоционального развития.

   Для нормального речевого развития ребёнка общение должно быть значимым, проходить на эмоциональном положительном фоне и побуждать к ответу. Ему недостаточно просто слышать звуки (радио, телевизор, магнитофон), необходимо, прежде всего, прямое общение с взрослыми. Речь ребёнка задерживается и нарушается в отсутствие эмоционального положительно окружения.

       Каковы же нормы развития речи ребёнка?

Форма речи

Примерный возраст появления

1

Интонирует крики (Вы можете различать крики удовольствия и неудовольствия)

1-2 месяца

2

Гуканье, гуление (ребенок повторяет за вами или самостоятельно произносит отдельные слоги, как будто играет с ними)

1,5-З месяца

3

Лепет (Ребенок повторяет за вами и сам произносит что-то похожее на слова, но состоящее из одинаковых слогов)

4-5 месяцев

4

Лепетные слова (Ребенок использует в речи "нянькин язык": слова состоят из двух-трех открытых слогов (ляля, тата, кука и др.), много звукоподражаний (би-би, гав-гав, пи-пи и проч.)

8 месяцев - 1 год 2 месяца

5

Двусловные предложения (Ребенок, общаясь с вами, объединяет два слова, например: дай пи (дай пить), папа нет (папы нет дома) и т.п.)

1 год 6 месяцев - 2 года 2 месяца

6

Активный рост словаря (Ребенок спрашивает, как это называется)

1 год 9 месяцев - 2 года 6 месяцев

7

Появление грамматических форм слова (ребенок начинает изменять слова в речи по числам, родам, падежам и др.)

2 года 4 месяца - 3 года 6 месяцев

8

Словотворчество (Ребенок "сочиняет" свои слова, но при этом использует законы родного языка)

2 года 6 месяцев - 3 года 5 месяцев

9

Ребенок активно общается с хорошо знакомыми ему взрослыми

1 месяц - 1,5 месяца

10

Ребенок проговаривает свои действия, когда он один играет с игрушками или занят еще каким-то делом

2 года 6 месяцев - 3 года 6 месяцев

Признаки благополучного развития речи у ребенка

• Физическое развитие ребенка соответствует возрасту.

• У ребенка нет никаких неврологических заболеваний.

• Ребенок активно общается со знакомыми и родными и стесняется разговаривать с незнакомыми людьми.

• Ребенок охотно повторяет за вами все, что слышит.

• Ребенок активно решает свои проблемы с помощью речи.

• Ребенок вслушивается в свою речь и старается исправить свои ошибки сам.

Признаки неблагополучного развития речи у ребенка

• Ребенок развивается с задержкой.

• Ребенок перенес тяжелые заболевания.

• У ребенка есть неврологические заболевания.

• Ребенок неохотно повторяет за вами слова и предложения, которые он слышит.

• Когда ребенок слышит просьбу "Повтори" или "Скажи это еще раз", он молчит, стиснув зубы, или уходит, как будто вас не слышал.

• Он предпочитает решать свои проблемы самостоятельно, не обращаясь к вам за помощью ("самостоятельный" ребенок).

• Ребенок одинаково активно общается со знакомыми и незнакомыми людьми.

• Ребенку безразлично, понимает ли его кто-то. Он говорит на одному ему понятном языке. На замечания "Скажи еще раз лучше" не реагирует.

• Речь ребенка значительно отстает от уровня развития речи его сверстников.

Причины неблагополучного развития речи

Родители, поняв, что у ребёнка есть проблемы с развитием речи, стремятся узнать, чем они вызваны. Этот вопрос становится особенно важным, если в семье ни у кого из ближайших родственников не было нарушений речи. Они могут возникнуть под влиянием неблагоприятных обстоятельств, или, как говорят специалисты, внешних и внутренних вредоносных факторов.

      1.Внутриутробная патология

    Это проблемы, которые возникают во время беременности. Негативные факторы наиболее опасны в первые три месяца. Они могут привести к недоразвитию или повреждению центральной нервной системы ребёнка, и в частности речевых зон коры головного мозга. К ним относятся:

  • Внутриутробная гипоксия (недостаточное кровоснабжение головного мозга плода). Причины её могу быть разными: токсикоз, угроза выкидыша, патология плаценты, повышение артериального давления, хронические заболевания матери.
  • Инфекционные заболевания матери во время беременности: краснуха, грипп, скарлатина, корь и т.д. Наиболее опасна краснуха: в первые месяцы беременности она может вызвать серьёзные отклонения в развитии ребёнка (глухоту, слепоту, умственную отсталость, порок сердца).
  • Травмы, полученные матерью во время беременности, падения и ушибы (особенно в области живота) могут привести к отслойке плаценты и преждевременным родам.
  • Несовместимость крови матери и плода.
  • Нарушение сроков вынашивания – недоношенность (менее 38 недель) и переношенность (более 40 недель).
  • Курение.
  • Алкоголь и наркотические вещества.
  • Приём лекарственных препаратов. Есть лекарства, которые будущей маме категорически нельзя принимать.
  • Работа на вредном производстве, где повышаются физические нагрузки, или есть контакт с химическими активными вредными веществами, или происходит воздействие различных видов излучения.
  • Стресс, который испытывает будущая мама.

  2. Наследственная предрасположенность

       По наследству могут передаваться особенности строения речевого аппарата, например, неправильная посадка и количество зубов, форма прикуса, дефекты строения твёрдого и мягкого нёба и даже заикание. Если один из родителей начал говорить поздно, подобные проблемы могут возникнуть и у ребёнка.

 3. Неблагоприятные роды и их последствия

  • Родовые травмы.
  • Асфиксия – недостаток снабжения головного мозга кислородом из-за нарушения дыхания, например, при обвитии пуповиной.
  • Малая масса тела ребёнка (менее 1500г.)

 4. Заболевания, перенесённые ребёнком в первые годы жизни

  • Инфекционно-вирусные заболевания могут вызвать снижение или потерю слуха.
  • Травмы и ушибы головного мозга. В результате ребёнок может перестать говорить.
  • Травмы лица. Мешают ребёнку научиться правильно произносить звуки и слова.
  • Длительные простудные заболевания.
  • Приём некоторых антибиотиков приводит к снижению слуха.
  • Сильный испуг или стресс.

Мифы о задержке речевого развития

Родители, сравнивая своего молчуна двух летнего молчуна с говорящими сверстниками, могут услышать много «добрых» успокоительных советов от бабушек, соседей, знакомых. Часто начинают искать советов на форумах и в интернете и не спешат обращаться к специалистам.

 Миф 1: Мальчики начинают говорить позже девочек – считается, что мальчики начинают говорить позже девочек, якобы потому, что речевой центр головного мозга у них развивается медленней. На самом деле речевой центр мальчиков хоть и имеет чуть-чуть меньший объем, чем у девочек, но этот факт никак не сказывается на темпах речевого развития. Начиная говорить – девочки употребляют больше существительных, мальчики – говорят больше глаголов. Начало речи у мальчиков чаще, чем у девочек начинается с разговора «на своем языке». Мальчики могут быть менее многословными, чем девочки и употребляют меньшее количество «лишних» слов.

Миф 2: В семье кто-то из родственников начал говорить после двух, после трех лет – этот аргумент никак не является поводом для самоуспокоения, а скорее есть тревожным сигналом. Из поколения в поколение тенденция к задержке речевого развития может накапливаться и усугубляться.

Миф 3: Пойдет в садик там начнет говорить – Какой бы не был хороший детский сад индивидуально там воспитатели заниматься развитием речи вашего ребенка не будут, помимо вашего ребенка в группе еще 15-20, а то и больше детей. И надеяться только на детский сад - непростительная ошибка.

Миф 4: Придет время сам заговорит – а время все идет и идет, а ребенок все не говорит и не говорит. Родители все ждут, что малыш, не произносивший в свои два, два с половиной года ни слова в три вдруг сам начнет говорить предложениями. Такое происходит крайне редко, на самом деле речь развивается поэтапно. Скачок в речевом развитии происходит после того как с ребенком начали заниматься.

Миф 5: Он у нас умный все понимает, но говорить не хочет – родители отсутствие речи у ребенка объясняют ленью и особенностями характера. Если ребенок в два, два с половиной года не говорит слово мама, а общается со взрослыми при помощи жестов и если ему что-то нужно тянет руки, кричит и издает какой-то звук, то это не лень и особенность характера, а наличие у ребенка задержки речевого развития.

Что делать если ребенок не говорит?

 Вашему ребенку исполнилось 2-3 года а он не говорит или произносит только отдельные звуки и слова, у вас появились подозрения на задержку речевого развития? Не нужно бояться идти к врачу, чем раньше будут выявлены причины задержки речевого развития, и чем раньше вашему ребенку будет оказана помощь, тем благоприятнее будет результат. Ища ответы на форумах и в социальных сетях, вы только теряете время.

К какому врачу обращаться, если ребенок в 2-3 года и более не говорит?

Определить если у ребенка нарушения речевого развития можно только после проведения комплексного обследования трех специалистов: невропатолога, учителя-дефектолога и психолога.

Существует часть родителей, которые панически боятся врачей и если учитель-дефектолог рекомендует им обратиться врачу, а тем более к невропатологу, предпочитают «пропасть и надолго». А ведь педагог направляет к врачу не для того, чтобы выставить вердикт или признать ребенка больным, а для того чтобы комплексно оценить развитие малыша и выбрать оптимальные методы коррекции.

При обращении к врачу могут быть 2 варианта развития событий: врач вас успокоит и скажет, что с ребенком все нормально, и затем даст действенные рекомендации относительно развития речи у ребенка. Второй вариант менее приятный для родителей, но все же, его также нужно рассматривать – если у вашего ребенка отклонение в развитии речи, то на ранних стадиях в 95% случаях можно все исправить.

4 ошибки родителей

В логопедии выделяют 4 основных ошибки родителей, которые приводят к тому, что дети не хотят разговаривать. Итак, это:

  • У детей нет стимула к активному говорению;
  • Родители выбрали тактику слишком назойливого обучения;
  • Ребенок характеризуется гиперактивностью, в результате чего переизбыток эмоций не дает возможности сосредоточиться и обучаться чему-то новому;
  • Дети ограничены в возможности передвижения, изучения окружающего мира.

Вопрос от родителя:

«Моему ребенку уже 1,7 месяцев. Наши сверстники уже целыми предложениями разговаривают, а из моего сына и слова не вытянуть. Единственное, что я слышу от него – «гы-гы», «уууу», «аааа». Иногда он пытается якобы что-то сказать, но я не понимаю слов. Доходит до крика и истерики со стороны ребенка. Он хочет быть понятым, а мы (родители) не можем ему ничем помочь»

Игра «Угадай-ка»

Дело в том, что в вышеописанном случае родители играют со своим ребенком в игру «Угадай-ка», а маленькому капризному человеку эта игра пришлась по душе. В чем ее суть?

К примеру, малыш начинает капризничать, плакать…родители тут же к нему подбегают и спрашивают наперебой: «Что ты хочешь? Машинку, а может кушать, а может на улицу, у тебя памперс мокрый, тебе вот эту игрушку, а может эту, ага, поняла – ты хочешь пить!». И так может продолжаться каждый день. Естественно, что ребенку не нужно будет даже пытаться заговорить, так как родители исполняют любое его пожелание.

Итак, ошибка номер один – когда вы при любом капризе ребенка ублажаете его, исполняете его желание, то у него пропадает желание разговаривать. Даже при попытках разговорной речи дети не захотят ее усовершенствовать, так как родители вроде бы и так понимают – зачем стараться?

Наглядный пример

Ваш ребенок увидел игрушку и тянется к ней, но не может взять ее в руки. Он начинает плакать, кричать, возмущаться. Вы бегите к малышу и что делаете? Нет, не берете игрушку и не даете ее по первому желанию вашему карапузу, а говорите: «Сынок, ты хотел мишку достать? Это мишка, смотри, тянись к моей руке!». И ребенок начинает проводить небольшой анализ, ага, это мишка, он у мамы, значит нужно дотянуться и может быть даже сказать «мишка».

Ваша основная задача – ставить ребенка в такие условия, чтобы у него была постоянная потребность сказать вам о своих желаниях.

Важно! Психологи акцентируют внимание на том, что ребенку крайне сложно обучаться в семьях, где преобладает нервозная атмосфера, где родители ругаются и кричат друг на друга. Детям сложно сосредоточиться на говорении и обучении. Ведь, чем меньше говоришь, тем меньше к тебе внимания, а это значит, что мама или папа, вероятнее всего, не накричит.

Старайтесь не исполнять желание ребенка до тех пор, пока не дождетесь от него речевой реакции. И, если тот заговорил, обязательно похвалите его, чтобы кроха понял – чем чаще говоришь слова, тем больше тебя хвалят и любят.

Больше разговаривайте с ребенком

Действительно, чтобы дети начали разговаривать, с ними нужно как можно чаще беседовать. И причем, это нужно делать не их словами «би-би», «ам-ам», «ба-ба», «ся-ся» и пр., а полноценными человеческими «машина», «я хочу кушать», «каша», «бабушка». Иначе, ребенок до года освоит звуки, а потом, на фоне вашего с ним нечленораздельного общения не сможет полноценно объяснить, что ему нужно.

Капризы, отсутствие внимания

Некоторых детей очень тяжело обучать, так как они постоянно капризничают, кричат, топают ногами, отбрасывают книги со сказками, которые вы намерились им прочитать. Что делать в таком случае? Есть два варианта:

Первый – ваш ребенок кричит, что есть силы и противится любому контакту. Сядьте рядом и тоже начинайте кричать (только негромко, чтобы не испугать ребенка). Дети, как правило, удивляются такой реакции и резко переключаются на что-то другое (в вашем случае, малыш должен переключиться на процесс обучения новым словам).

Второй вариант – вы должны специально не замечать того, что ваш ребенок кричит. Каким образом? Отойдите от малыша и займитесь своими делами (только сделайте все возможное, что пребывание ребенка в помещении было как можно более безопасным). Таким образом, вы лишите своего кроху самого главного – внимания и в скором времени он перестанет капризничать и можно снова приступать к изучению новых слов, чтению сказок, общению.

Советы родителям

Какие же условия необходимы для своевременного и правильного формирования речи? Главное, чтобы ребёнок был соматически здоров, активен, имел полноценное речевое окружение, испытывал потребность в общении, обладал нормальным слухом и интеллектом.

Уважаемые родители, придерживайтесь в общении с вашим ребенком следующих советов:

        1. Опускайтесь на уровень с ребенком. Следите, чтобы во время общение ваше лицо было на одном уровне с его лицом, тогда малыш будет видеть, как вы говорите.

          2. Называйте предметы, изображенные на рисунках, и просите малыша показывать их, особенно тогда когда читаете ребенку. Не упускайте случая назвать любой заинтересовавший ребенка предмет.

3. Говорите с ребёнком медленно, короткими фразами; пользуйтесь правильным русским языком, не переходите на "детский язык" (сюсюканье) сами и не разрешайте делать это другим.

4. Возьмите за правило рассказывать все, что вы вместе видите и делаете, а также то, что делаете вы сами и другие члены семьи. Для своих слов используйте простые, понятные ребенку слова.

 5. Повторяйте знакомые ребенку слова и расширяйте словарь ребенка, добавляя несколько новых простых слов ежедневно. Повторяйте новые слова в конкретной ситуации по нескольку раз, это поможет малышу быстрее запомнить слово.

  6. Когда о чем-то просите ребенка, используйте простые инструкции. Например: «Дай куклу», «Брось мяч».

  7. Используйте слова, которые обозначают последовательность действий, например: «сначала», «после», «затем», «в конце».

   8. Рассказывайте ребенку о место нахождении предметов, например: «платье в шкафу», «мяч под стулом» это поможет ребенку освоить предлоги.

   9. Показывайте, что можно делать с предметами и вещами, рассказывайте, для чего они предназначены. Это поможет ребенку классифицировать предметы, расширит его пассивный словарь.

       И главное любите своего ребенка, отмечайте и радуйтесь любым его достижениям и не забывайте хвалить!

Важно!

1. Очень часто дети, которые плохо говорят для своего возраста, еще и плохо едят. Как правило, для них целая проблема скушать яблоко или морковку, не говоря уж о мясе. Вызвано это слабостью челюстных мышц, а она, в свою очередь, задерживает развитие движений артикуляционного аппарата. Поэтому обязательно заставляйте ребенка жевать сухари и целые овощи и фрукты, хлеб с корочками и кусковое мясо. Чтобы развить мышцы щёк и языка, покажите ребёнку, как полоскать рот. Научите надувать щёки и удерживать воздух, "перекатывать" его из одной щеки в другую.

2. Не забывайте развивать и мелкую моторику - то есть малыш как можно больше должен работать своими непослушными пальчиками. Учёные доказали, что развитие мелкой моторики рук напрямую связано с развитием речевых центров головного мозга. Как бы ни казалось вам это утомительным, пусть малыш сам застегивает пуговицы, шнурует ботинки, засучивает рукава. Причём начинать тренироваться ребёнку лучше не на своей одежде, а сперва "помогать" одеться куклам и даже родителям. По мере того, как детские пальчики будут становиться проворнее, его язык будет все понятнее не только маме.

3. Как можно раньше отучайте ребёнка от соски, не заставляйте его спать, положа руки под щёку, что может деформировать челюсть.

4. Не сравнивайте ребёнка с другими детьми. Каждый человек  индивидуален.

Советы воспитателям по работе с неговорящими детьми

Воспитателю с такими детьми особенно важно установить тесный контакт, поднять их эмоциональное состояние.

Занятия с детьми, у которых наблюдается задержка в речевом развитии, не следует проводить индивидуально, т.к. в этом случае малыши еще больше впадают в заторможенное состояние.

В случае с неговорящими детьми важно не отпугнуть их настойчивым “скажи”. На первых порах лучше не требовать от них речевой активности, а применять различные игры с игрушкой, заинтересовавшей ребенка. Например :“Делай, как я” (покачай куклу, покатай мячик, поставь машину в гараж).

Детально проговаривайте то, что происходит или произойдёт: «Мы сейчас оденемся», «Как ты хорошо ешь кашку» .

Нельзя запрещать ребёнку использовать жесты, мимику в общении. Появление жестов свидетельствует о том, что ребёнок хочет общаться, но не знает как. Дайте ему понять, что любое общение с ним вам очень нравится.

Направления работы

1.Развитие понимания речи (выполнение инструкций: покажи зайчика; мячик дай мне, а куклу посади в шкаф)

2.Развитие слухового внимания:

- Пробуждение интереса к звукам окружающего мира (послушаем тишину; что там шумит...);

- Дифференциация тихих и громких звуков;

- Определение направления и источника звука (игры с музыкальными инструментами);

- Развитие умения соотносить количество звучаний с числом (повторить ритм);

- Развитие умения ориентироваться на смысл сказанного.

3. Артикуляционная, пальчиковая, дыхательная гимнастики.

4. Побуждение к речи через ситуации, которые эмоционально заинтересовывают ребенка (различные виды пряток: ищем игрушку, часть тела, самого ребенка;  рассматривание семейных фотографий);

5. Побуждение к речи через вызывание ориентировочного рефлекса «Что это?», «Что там?» (книжки-раскладушки, игрушки в сухом бассейне, в коробочке, в завернутой бумаге).

6. Побуждение выражать свою просьбу одним словом (дай, помоги, надень, пойдём).

7. Побуждение выражать свою просьбу словосочетанием (давай играть, дай мне мяч) и предложением (скажи, тётя Ира, где ты была?) . 

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.