Упражнения для развития мелкой моторики и речи

Дата: 6 февраля 2015 в 22:27, Обновлено 8 февраля 2015 в 20:44

Речь является уникальной способностью, присущей только человеку, связана с процессами мышления, обеспечивает развитие моторики и общение с помощью того или иного языка. На основе устной речи строится и развивается письменная речь. Специальными исследованиями Кольцовой М.М. установлено, что уровень развития речи детей находятся в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Учёные - нейробиологи и психологи, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей, давно показали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Иначе говоря, чем лучше развиты пальчики малыша, тем проще ему будет осваивать речь.

Когда ребенок начинает познавать мир, он задумывается даже о том, как сложить пальцы, чтобы взять тот или иной предмет, начиная с горошины и заканчивая мячом. Успешное выполнение заданий — большое достижение. Время, проведенное с маленьким человеком, никогда не бывает потрачено впустую.

Что такое мелкая моторика и для чего нужно ее развивать?

Если мы прочитаем в словаре определение мелкой моторики, то узнаем, что:

Мелкая моторика — способность манипулировать мелкими предметами, передавать их из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук.

Ну а если попроще, то мелкая моторика — это ловкость рук, умение брать, держать, перекладывать предметы разных размеров.

Конечно, развитие мелкой моторики - не единственный фактор, способствующий развитию речи. Если у ребёнка будет прекрасна, развита моторика, но с ним не будут разговаривать, то и речь ребёнка будет не достаточно развита. То есть необходимо развивать речь ребёнка в комплексе много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами. Необходимо читать ребёнку, рассказывать обо всём, что его окружает, показывать картинки, которые дети с удовольствием рассматривают. И плюс к этому, развивать мелкую моторику. Мелкая моторика рук - это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Крупная моторика - движения всей рукой и всем телом. Мелкую моторику рук развивают:

Различные игры с пальчиками, где необходимо выполнять те или иные движения в определённой последовательности;

Игры с мелкими предметами, которые неудобно брать в руку (только под присмотром взрослых);

Игры, где требуется что-то брать или вытаскивать, сжимать-разжимать, выливать - наливать, насыпать-высыпать, проталкивать в отверстия и т.д.;

Рисование карандашом (фломастером, кистью);

Застёгивание и расстегивание молний, пуговиц;

Одевание и раздевание игрушек.

Мелкую моторику рук развивают также физические упражнения. Это разнообразные лазания (на спортивном комплексе, по лесенке и т.д.). Такие упражнения укрепляют ладони и пальцы, развивают мышцы. Ребёнок, которому позволяют лазать и висеть, лучше осваивает упражнения, направленные непосредственно на мелкую моторику.

Развивая моторику рук, нужно помнить о том, что у малыша две руки, старайтесь все упражнения дублировать: выполнять и правой и левой рукой. Развивая правую руку, мы стимулируем развитие левого полушария мозга. И наоборот, развивая левую руку, мы стимулируем развитие левого полушария.

Специальными исследованиями сотрудников лаборатории, высшей нервной деятельности ребенка, Института физиологии детей и подростков АПН СССР под руководством Кольцовой М.М. установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Так, на основе проведения опытов и исследования большого количества детей Фоминой Л.Ф., была выявлена следующая закономерность:

«Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы, если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы».

Как развивать мелкую моторику?

Для того, чтобы работа по развитию ручной моторики была эффективной, целенаправленной, необходимо соблюдать ряд требований:

-работа должна быть систематичной и постоянной;

-работа должна соответствовать уровню общемоторного, психического развития ребенка;

-работа должна соответствовать возрастным требованиям;

-работа должна приносить ребенку радость.

Воспитание и коррекция речи детей с речевой патологией - сложная работа. Одним из ведущих принципов коррекционной работы является принцип «от простого к сложному».

 

Что же нужно делать и с чего начать?


         Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.

 

Игры с предметами домашнего обихода.

Все упражнения, развивающие моторику, нужно выполнять поочередно обеими руками. Достоинством приведенных ниже игр на развитие мелкой моторики у детей является то, что для их проведения не требуются какие-то специальных игрушки, пособия и т.п. В играх используются подручные материалы, которые есть в любом доме: прищепки, пуговицы, бусинки, крупа и т.д.

 

1. Возьмите яркий поднос. Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу любую мелкую крупу. Проведите пальчиком ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны), буквы и т.д.

2. Подберите пуговицы разного цвета и размера. Сначала выложите рисунок сами, затем попросите малыша сделать то же самостоятельно. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы и т.д.

 

3. Дайте ребенку круглую щетку для волос. Ребенок катает щетку между ладонями, приговаривая:

"У сосны, у пихты, елки
Очень колкие иголки.
Но еще сильней, чем ельник,
Вас уколет можжевельник".


            4. Возьмите решетку для раковины (обычно она состоит из множества клеточек). Ребенок ходит указательным и средним пальцами, как ножками, по этим клеткам, стараясь делать шаги на каждый ударный слог. "Ходить" можно поочередно то одной, то другой рукой, а можно - и двумя одновременно, говоря:

"В зоопарке мы бродили,
К каждой клетке подходили
И смотрели всех подряд:
Медвежат, волчат, бобрят".


              5. Берем пельменницу. Ее поверхность, как вы помните, похожа на соты. Малыш двумя пальцами (указательным и средним) изображает пчелу, летающую над сотами:

"Пальцы, как пчелы, летают по сотам
И в каждую входят с проверкою: что там?
Хватит ли меда всем нам до весны,
Чтобы не снились голодные сны?".


               6. Насыпаем в кастрюлю 1 кг гороха или фасоли. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая:

"Месим, месим тесто,
Есть в печи место.
Будут-будут из печи
Булочки и калачи".


                7. Насыпаем в кружку сухой горох. Ребенок на каждый ударный слог перекладывает горошины по одной в другую кружку. Сначала одной рукой, затем двумя руками одновременно, попеременно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем. Четверостишия подбираются любые.

                8. Насыпаем горох на блюдце. Ребенок большим и указательным пальцами берет горошину и удерживает ее остальными пальцами (как при сборе ягод), потом берет следующую горошину, потом еще и еще - так набирает целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками.

                 9. Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это - "лыжи". Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на "лыжах", делая по шагу на каждый ударный слог:

"Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,
Мы любим забавы холодной зимы".


То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.

                 10. Ребенок собирает спички (или счетные палочки) одними и теми же пальцами разных рук (подушечками): двумя указательными, двумя средними и т.д.
Строим "сруб" из спичек или счетных палочек. Чем выше и ровнее сруб, тем лучше.

                  11. Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой) поочередно "кусаем" ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:

"Сильно кусает котенок-глупыш,
Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)
Но я же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться, скажу тебе: "Кыш!".


                   12. Берем веревку (толщиной с мизинец ребенка) и завязываем на ней 12 узлов. Ребенок, перебирая узлы пальцами, на каждый узел называет месяц года по порядку. Можно сделать подобные приспособления из бусин, пуговиц и т.д.
 

       13. Натягиваем веревку на уровне плеч ребенка и даем ему несколько бельевых прищепок. На каждый ударный слог ребенок цепляет прищепку к веревке:
"Прищеплю прищепки ловко
Я на мамину веревку".


                  14. Ребенок комкает, начиная с уголка, носовой платок (или полиэтиленовый мешочек) так, чтобы он весь уместился в кулачке.
 
                   15. Ребенок катает грецкий орех между ладонями и приговаривает:

"Я катаю мой орех,
Чтобы стал круглее всех".


Два грецких ореха ребенок держит в одной руке и вращает их один вокруг другого.

 

■ Когда вы готовите кушать, пригласите ребенка вам помочь. Дайте ему нарезную доску с нарезанными только что овощами, пусть раскладывает их по тарелочкам — морковь отдельно, картофель отдельно, лук отдельно. Вам это кажется бесполезным занятием, а для ребенка нужное и очень ответственное дело.

■ Если в вашем меню сегодня каша, поручите ребенку работу «Золушки» — это одно из самых полезных для мелкой моторики занятий. Насыпьте ребенку в одну миску рис и немного фасоли, пусть выбирает фасоль из крупы. (Вместо риса можно использовать гречку или пшено.)

■ Если вам нужно что-либо перемешать, например салат, то подключите к этой работе ребенка. Только не давайте перемешивать горячую пищу, не разрешайте ребенку мять картошку для пюре, он может обжечься.

■ Разделение сыпучих веществ. Смешайте гречневую крупу и манку в миске. Рядом поставьте пустую миску и сито. Пусть ребенок ложкой насыпает смесь в ситечко и перемешивает смесь, чтобы манка ссыпалась. Когда в ситечке останется только гречка, ребенок должен пересыпать ее в баночку.

■ Дайте ребенку стакан и чашку, пусть переливает воду из стакана в чашку и обратно.

■ Белее сложный вариант переливания — с заварным чайником. Дайте ребенку заварной чайник, пусть он переливает из него воду в чашки. Не стоит давать ребенку предметы из вашего любимого сервиза, лучше использовать небьющуюся посуду.

■ Переливание воды до метки. Сделайте метку на одном из стаканов, до какого уровня можно наливать воду. В другой стакан налейте воды больше.

■ Воду из одной емкости в другую можно переносить при помощи пипетки, резиновой груши с мягким наконечником, одноразового шприца или губки.

■ Переливание воды из одной емкости в другую вполне можно заменить пересыпанием сыпучих продуктов.

■ Завариваем витаминный чай. Поставьте перед ребенком все для заварки: сухую ромашку, плоды шиповника, мед. Пусть ребенок положит в заварочный чайник: 2 ложки сухой ромашки, 3 ложки плодов шиповника и 3 ложки меда.

Кипяток залейте сами, а после обязательно уберите чайник в недоступное от ребенка место, чтобы он не обжегся. Когда чай немного остынет, помогите ребенку разлить его по чашкам.

■ Мытье посуды, вытирание посуды полотенцем тоже помогает развивать координацию движений. Только все же будет лучше, если ребенок будет мыть только небьющуюся посуду. Не стоит давать ребенку мыть или вытирать ножи и вилки.

■ Можно изготовить рамку с застежками — с молнией, шнурками, пряжками, разной формы пуговицами, кнопками, бантами, крючками для одежды и т. д. Покажите ребенку, как пользоваться застежками. Показывайте все поэтапно и отрабатывайте каждое движение.

■ Уход за живыми растениями в помещении и на улице. Можно поливать дома цветы, для этого желательно использовать лейку или чайничек.

■ Если ребенок играет с конструктором, где есть маленькие детали, попросите его собрать с пола конструктор после игры при помощи щетки и совка. Для этого нужно использовать только чистую щетку и совок.

■ Хорошее упражнение для развития координации движений — складывание салфеток или носовых платков разными способами. Можно сворачивать платочек в рулончик, предварительно сложив его пополам, прямоугольником, треугольником, квадратом и т. д.

■ «Маленький рыболов». Налейте в неглубокий тазик воду и бросьте в него маленькие контейнеры от киндер-сюрприза, где пряталась игрушка. Пусть ребенок вылавливает их при помощи ложки с прорезями или шумовки.

■ Если у вас сохранился старый телефон с диском, дайте его ребенку. Пусть пробует набирать номер — это хорошее занятие для развития моторики.


 

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.